Monthly Archives: Июнь 2019

Можно ли признать незаконной деятельность суда, который не зарегистрирован в ЕГРЮЛ?

Периодически в соцсетях появляется обсуждение по поводу того, что в России суды не являются легитимными, поскольку не зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в качестве юридических лиц.

ЕГРЮЛ ведет Федеральная налоговая служба.

Попробуем разобраться в данном вопросе.

Суды осуществляют государственную власть и, соответственно, являются органами государственной власти.

Законодателем установлено следующее значение термина «юридическое лицо».

Юридическое лицо — это организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Органы государственной власти не являются юридическими лицами.

ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» наделяет правами юридического лица кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов, а также Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Полномочия юридического лица нужны для организационного обеспечения деятельности судов, но при этом суды не являются юридическими лицами и законом не предусмотрена их регистрация в ЕГРЮЛ.

Юридический разбор вопроса: Континентальный шельф и юрисдикция России

Ранее этот вопрос обсуждался здесь

Цель публикации

Цель публикации — разобраться в вопросе, о каких суверенных правах и юрисдикционных полномочиях России на континентальном шельфе говорит ч.2 ст. 67 Конституции РФ.
Что входит в территорию России?

Что включает территория России по Конституции?

Территория государства — это определенная на основе норм международного права часть земной поверхности (суша, акватории, воздушное пространство над ними), на которые распространяется исключительный суверенитет этого государства.

В пределах своей территории государство, если иное не предусмотрено его международными договорами, осуществляет юрисдикционные полномочия в полном объеме, что означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами.

В соответствии с ч.1 ст. 67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя:
-территории её субъектов, т.е. территории всех 85 субъектов Российской Федерации. Полный перечень субъектов РФ приведен в статье 65 Конституции;
-внутренние воды, к которым относятся порты, заливы, бухты, губы, лиманы, линия границ которых определяется по методике в соответствии с федеральным законом от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
-территориальное море — морской пояс шириной 12 морских миль, примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам Российской Федерации, линия границ также определяется в соответствии с законом N 155-ФЗ. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации;
-воздушное пространство над перечисленным выше.

Как видно из изложенного выше, континентальный шельф не относится к территории России.

Что такое континентальный шельф?

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает определение континентального шельфа.

Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.

Прибрежное государство устанавливает внешние границы своего континентального шельфа в тех случаях, где шельф простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий.

Континентальный шельф не является государственной территорией прибрежного государства. Другие государства также имеют определенные права в отношении континентального шельфа иностранного государства.

В соответствии с федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О континентальном шельфе Российской Федерации» Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет:

1) суверенные права в целях разведки континентального шельфа и разработки его минеральных ресурсов и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными в том смысле, что, если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные ресурсы или водные биоресурсы, никто не может делать это без согласия Российской Федерации;

2) исключительное право разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей;

3) исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности;

4) юрисдикцию (пределы правомочий) в отношении:
-морских научных исследований;
-защиты и сохранения морской среды в связи с разведкой континентального шельфа, разработкой его минеральных ресурсов и водных биоресурсов, захоронением отходов и других материалов;
-прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов Российской Федерации.

Российская Федерация осуществляет суверенные права и юрисдикцию на континентальном шельфе, руководствуясь экономическими, торговыми, научными и иными интересами, в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом и нормами международного права.

Что означает термин «юрисдикция»?

Юрисдикция — это пределы властных правомочий.
Юрисдикция в международном праве — полномочия государства давать правовую оценку фактам, решать какие-либо правовые вопросы.
Термин «юрисдикция» встречается в Конституции РФ только один раз — в части 2 статьи 67.
Означает ли это, что свою юрисдикцию Россия осуществляет только на континентальном шельфе?
Ответ — нет.
Россия осуществляет полную юрисдикцию на всей территории России. Это следует из правил, закрепленных, например, статьёй 15 Конституции, в части первой которой провозглашено:
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации
Конституция применяется = подлежит применению, т.е. правила, которые установлены Конституцией являются основополагающими всегда и везде на территории Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации
Это правило означает, что Российская Федерация осуществляет полную юрисдикцию на всей территории Российской Федерации.
Именно Российская Федерация имеет полномочие устанавливать общеобязательные правила для всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ дает полную расшифровку юридическому термину «лица» в подразделе 2 раздела I (часть первая).
Все лица разделены на три больших группы — граждане (глава 3), юридические лица (глава 4) и Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования (глава 5).
При этом правила, предписанные Российской Федерацией в установленном порядке, являются обязательными не только для граждан Российской Федерации, но и для иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации. Аналогичное правило действует и в отношении иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
Признаком того, что Российская Федерация осуществляет юрисдикцию на своей территорию в полном объёме, доказывается рядом статей Конституции.
Например, статья 71 перечисляет предметы ведения Российской Федерации. Эти предметы ведения охватывают все жизненно важные сферы любого государства:
В ведении Российской Федерации находятся:
— а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
— б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
— в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
— г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
— д) федеральная государственная собственность и управление ею;
— е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
— ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
— з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
— и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
— к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
— л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; -м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
— н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
— о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
— п) федеральное коллизионное право;
— р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
— с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
— т) федеральная государственная служба.
Другим признаком того, что Российская Федерация осуществляет юрисдикцию на своей территорию в полном объёме, доказывается в предъявлении законно установленных требований к каждому, кто находится на территории Российской Федерации:
Ч.2 ст. 6: Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Ч.2 ст. 17: Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Ч.2 ст. 20: Каждый имеет право на жизнь.
Ч.1 ст. 22: Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Ст. 23: 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
Ч.2 ст. 24: Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Ст. 57: Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Чем отличается юрисдикция Российской Федерации на территории Российской Федерации и на континентальном шельфе?

На территории Российской Федерации Российская Федерация осуществляет полную юрисдикцию по отношению к субъектам своего государства (среди них, физические лица, организации ими образованные — юридические лица, и органы управления, в которых физические лица исполняют должностные полномочия).
На континентальном шельфе Российская Федерация осуществляет частичную юрисдикцию по отношению к иностранным государствам, но не к физическим лицам и только по специфическим вопросам, т.е. юрисдикция направлена на разные субъекты и по разным вопросам.
Рассмотрим вопрос, в каком объёме Российская Федерация осуществляет на континентальном шельфе.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) Российская Федерация имеет на континентальном шельфе юрисдикционные полномочия только в том объеме, какими обладает прибрежное государство. А именно:
Статья 77 — Права прибрежного государства на континентальный шельф
1. Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов.
2. Права, упомянутые в пункте 1, являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства.
Статья 78 — Правовой статус покрывающих вод и воздушного пространства и права и свободы других государств
2. Осуществление прав прибрежного государства в отношении континентального шельфа не должно ущемлять осуществление судоходства и других прав и свобод других государств, предусмотренных в настоящей Конвенции, или приводить к любым неоправданным помехам их осуществлению.
Статья 79 — Подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе
1. Все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями настоящей статьи.
Ст 210
5. Захоронение в пределах территориального моря и исключительной экономической зоны или на континентальном шельфе не осуществляется без определенно выраженного предварительного одобрения прибрежного государства, которое имеет право разрешать, регулировать и контролировать такое захоронение после должного рассмотрения этого вопроса с другими государствами, на которых такое захоронение может отрицательно сказаться в силу их географического положения.
Статья 246 — Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе
1. Прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе в соответствии с относящимися к этому положениями настоящей Конвенции.
2. Морские научные исследования в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе проводятся с согласия прибрежного государства.
5. Прибрежные государства могут, однако, по своему усмотрению отказать в согласии на осуществление другим государством или компетентной международной организацией в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе прибрежного государства морского научно-исследовательского проекта, если этот проект:…
Статья 248 — Обязанность представлять информацию прибрежному государству
Государства и компетентные международные организации, которые намерены проводить морские научные исследования в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе прибрежного государства, предоставляют такому государству не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала морского научно-исследовательского проекта полную информацию о:
a) характере и целях проекта;
b) методе и средствах, которые будут использованы,…
Как видим, Россия осуществляет свою юрисдикцию на континентальном шельфе только по специальным вопросам и в объеме, оговоренном Конвенцией ООН по морскому праву.